Авиация — наиболее молодой вид транспорта. Тем не менее в мире авиаперевозки сегодня занимают более 1/3 всех международных перевозок туристов.
Крупнейшие компьютерные системы резервирования в мире принадлежат авиакомпаниям; автобусные компании, отели и фирмы, фирмы по аренде автомобилей платят взнос для присоединения к этим системам.
Авиация подразделяется на транспортную авиацию и авиацию общего назначения.
Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.
Некоторые самолеты спроектированы только для транспортировки пассажиров. Другие (с удаляемыми сиденьями, широкими дверьми и техникой для разгрузки и погрузки) могут перевозить и пассажиров, и грузы. Часть самолетов специально разработана для перевозки грузов.
Воздушные перевозки обеспечиваются как регулярными линиями, так и чартерными рейсами.
Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:
1) воздушные такси, действующие как чартеры (это могут быть специальные самолеты);
2) принадлежащие фирмам самолеты для перевозки производственного персонала;
3) специальные самолеты для аэрофотосъемки, пожарно-медицинские и т.д.;
4) самолеты для тренировки профессиональных пилотов;
5) частные самолеты;
6) спортивные самолеты.
Авиация общего назначения, во-первых, обеспечивает воздушные перевозки в те районы, где нет регулярного воздушного сообщения; во-вторых, является школой для подготовки пилотов, механиков и техников; в-третьих, используется на внутренних авиалиниях.
Основой комплекса аэропорта является здание аэровокзала. В зданиях большинства аэровокзалов находятся агентства по аренде автомобилей, магазины, рестораны, буфеты и банки.
Популярность авиаперевозок объясняется следующими причинами: авиация самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния; сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов; авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым мотивируя их к совместной работе.
Полет, связанный с пересечением самолетом государственной границы России и другого государства, т.е. полет, выполняемый в воздушном пространстве другого государства, считается международным полетом.
Международные полеты подразделяются так:
■ регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные;
■ эпизодические (разовые) — чартерные и специальные.
Международные авиаперевозки регулирует Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association — IATA).
Турфирмы участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network — IATAN). Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным требованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуществления расчетов с авиакомпаниями. IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями — членами IATA
Если у турфирмы оформлено специальное агентское соглашение с авиакомпанией о продаже билетов или турфирма реализует билеты через глобальные компьютерные системы резервирования (например, AMADEUS, SABRE и др.), то сотрудники турфирмы могут самостоятельно оформлять для своих туристов авиабилеты, запросив свободные места на рейс в системе. В этом случае система резервирования, через которую работает турфирма, обеспечивает ее специальным оборудованием.
Опрос специалистов, работающих в туристском бизнесе, показал, что наиболее популярным перевозчиком у российских туристов, следующих в страны дальнего зарубежья, являются авиакомпании. Это вполне закономерно, так как Россия расположена на значительном расстоянии от популярных у туристов стран Востока и Средиземноморья. При этом персонал турфирм указал, что при работе с авиакомпаниями возникает и больше всего проблем, которые заключаются в следующем:
■ тарифной политике авиакомпаний;
■ несовершенстве системы бронирования;
■ нерегулярности рейсов и наличии неудобного времени вылета
самолетов, что мешает успешному сотрудничеству с авиакомпаниями.
Услуги, предлагаемые авиакомпаниями
Набор предоставляемых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Существует три класса обслуживания: экономический, бизнес, первый.
Первый класс — самый дорогостоящий, экономический класс — самый дешевый. Главное различие классов заключается в комфортабельности кресел, качестве питания и размере бесплатно провозимого багажа. Регистрация пассажиров первого класса и бизнес-класса ведется отдельно от регистрации остальных пассажиров. В ряде аэропортов есть специальные залы ожидания для пассажиров первого класса. Различается норма бесплатно провозимого багажа: для экономического класса — 25 кг, для бизнес-класса — 30 кг, для первого класса — 40 кг.
На борту пассажирам самолета может быть предложено четыре вида питания: завтрак, обед, ужин и чай. Вид питания зависит от времени пребывания в полете.
На самолет должны доставляться газеты, журналы и рекламная продукция с учетом продолжительности и маршрута полета, типа воздушного судна и контингента пассажиров.
В некоторых авиакомпаниях наблюдается тенденция отказа от первого класса (например, KLM, Continental Air lines и др.). При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует обслуживанию по первому классу, а в экономическом классе — по бизнес-классу. Такие реорганизации проводятся авиакомпаниями для улучшения качества обслуживания.
При желании пассажир может пересесть из экономического класса в первый, если оплатит разницу в стоимости билета заранее (желательно за 72 часа до вылета).
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов.
Первый вид договора—договор на квоту мест. Квота может быть жесткой или мягкой, от этого зависят специальные льготы и скидки. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму, независимо от причин нереализации, и соответственно все финансовые потери несет она же. При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа турфирмы от квоты или части квоты мест из-за нереализации турпутевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей продажи этих мест самой авиакомпанией или ее агентами.
Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:
■ график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;
■ количество туристов в каждой группе (квота мест);
■ сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
■ сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);
■ виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
■ скидки и льготы на квоту мест;
■ порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных
билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).
Ко второму виду договора относится агентское соглашение с авиакомпанией — это деятельность турфирмы по реализации авиабилетов, т.е. турфирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Турфирма сама выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное обеспечение и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.
В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты:
■ кто и на каких условиях обеспечивает турфирму необходимым оборудованием для оформления билетов и их бланков;
■ кто занимается подготовкой кадров для работы на данных системах бронирования;
■ объемы продаж;
■ пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);
■ цена продажи авиабилетов, т.е. цена авиакомпании или турагентства (чаще — цена авиакомпании);
■ цены и тарифы продаж авиабилетов;
■ условия оплаты авиабилетов — предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);
■ размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов;
■ сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;
■ размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA;
■ обязательное членство в IATA
Тарифы на авиаперевозки
На цену билета влияют направление и класс размещения в самолете. Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормальные и специальные тарифы.
Для всех классов существуют нормальные (полные) тарифы, от которых идет отсчет разного рода скидок. Забронировать билет на любое направление можно за один год с открытой или фиксированной датой вылета. Время, через которое пассажир возвращается, на цену не влияет. Для экономического класса полный тариф может меняться в зависимости от срока пребывания в стране. Довольно часто полный годовой тариф экономического класса равен по стоимости тарифу бизнес-класса. Авиакомпании нередко меняют нормальный тариф на льготный в зависимости от сезона: летом или зимой полет стоит несколько дороже.
Билеты, купленные по полному тарифу, подлежат обмену и возврату без всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет можно, в том числе после даты вылета. При этом стоимость билета возвращается полностью. Бронирование, оплата и оформление билетов не регламентированы. Не существует никаких требований относительно минимального срока пребывания в стране назначения, не ограничено также число остановок на маршруте.
Однако по полному тарифу (особенно в экономическом классе) летает очень незначительное число пассажиров. Существует ряд скидок, которые значительно снижают стоимость билета. Однако чем значительнее скидка, тем больше ограничений накладывается на пассажира: срок действия билета, возможность изменения даты вылета, возврат билета или сумм по нему и т.д.
Специальные тарифы не сказываются на качестве сервиса. Пассажиру в любом случае предоставляется место в салоне самолета и соответствующее обслуживание.
Все специальные тарифы (скидки) можно разделить на две категории:
1) рекламные;
2) специальные.
Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе ее внутренних правил: бесплатный билет пассажирам, налетавшим определенное количество километров, миль или часов, бесплатный перелет по какому-либо участку при долгих межконтинентальных перелетах и т.п. Например, авиакомпания «SAS» разработала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Эта программа обслуживания предусматривает:
■ изменение маршрута и дней поездки;
■ выбор места и заказ питания на борту самолета с широким выбором напитков;
■ комфортабельное кресло с подставкой для ног;
■ скидки при размещении в отелях «Radison SAS» и «Hotel Worldwide»;
■ регистрация на рейсы SAS в отелях данной авиакомпании;
■ пользов;ание телефонами на борту самолета;
■ экспресс-регистрация и регистрация по телефону в аэропортах Скандинавии.
Первый бесплатный полет в компании «SAS» можно совершить, имея 20 000 очков, которые начисляются следующим образом:
■ перелет из Москвы в Копенгаген — 7200 очков;
■ перелет из Москвы в Стокгольм — 4800 очков;
■ перелет из Москвы в Лондон — 12 000 очков и т.д.
Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях.
Детский тариф — дети в возрасте до 2 лет летят за 10% стоимости взрослого билета, если им предоставляется отдельное место. Дети от 2 до 12 лет летят за 70% стоимости взрослого билета.
Семейный тариф — действует при полетах в (из) страны Скандинавии и Финляндии; 50%-ная скидка предоставляется к тарифу экономического класса для сопровождающего супруга и детей в возрасте от 2 до 25 лет. Срок действия билета — один месяц. Дополнительные скидки к семейному тарифу не предоставляются. Условия его применения и возврат билетов по нему регламентированы специальными правилами, которые зависят от выбранного туристом маршрута и оговариваются при оформлении билета.
Экскурсионный тариф — срок действия билета ограничен до шести месяцев. На некоторых направлениях существует минимальный срок пребывания в стране назначения. Действует так называемое правило воскресенья, т.е. турист должен провести в стране пребывания ночь с субботы на воскресенье, а улететь обратно можно только в ближайшее воскресенье или в последующие дни. Возможно изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.
Тариф «инклюзив тур» — билеты могут быть проданы только при наличии ваучера, в котором имеется подтверждение о наземном обслуживании. Специально оговариваются условия продажи, сроки минимального и максимального пребывания в стране назначения. Изменение даты вылета и возврата регламентируется специальными правилами.
Молодежный тариф — им могут воспользоваться пассажиры, как правило, моложе 25 лет, документально подтвердившие свой возраст. Молодежная скидка может быть применена к нормальным тарифам экономического класса и по некоторым направлениям — к экскурсионным. Для полета в ряд стран существуют специальные молодежные тарифы, регламентируемые особыми правилами.
Тариф для групп школьников — применяется при полетах в некоторые страны Европы для учащихся школ и других учебных заведений в возрасте до 19 лет и сопровождающего их руководителя. Цель поездки — повышение уровня образования и культурный обмен. Минимальная численность группы — 10 детей плюс один взрослый, который приобретает билет по льготному тарифу. Скидки для детей до 2 и до 12 лет с льготного тарифа не предоставляются. Условия применения тарифа для группы школьников регламентируются специальными правилами.
Супружеский тариф — применяется при полетах в ограниченное число стран. Одному из супругов предоставляется 50%-ная скидка от тарифа первого, бизнес- или экономического класса. Срок действия билета— один месяц. Дополнительные скидки с данного тарифа не предоставляются. Условия применения и возврата билетов по супружескому тарифу регламентированы специальными правилами.
Тариф ПЕКС. Существуют две разновидности этого тарифа:
1) РХ6М — срок действия тарифа ПЕКС — шесть месяцев. Минимальный срок пребывания за рубежом должен включать воскресенье, максимальный — шесть месяцев. Бронирование и продажа билетов проводятся в один день (в течение 24 ч). Даты вылета туда и обратно фиксируются при продаже и изменены быть не могут;
2) РХЗМ — срок тарифа ПЕКС — три месяца. Срок пребывания за рубежом: минимальный—включая воскресенье, максимальный—три месяца. Бронирование и продажа билетов проводятся в один день (в течение 24 ч). Даты вылета туда и обратно фиксируются при продаже и изменены быть не могут.
Тариф АПЕКС. Существуют три разновидности данного тарифа:
1) АР1М — срок тарифа АПЕКС до одного месяца. При этом срок пребывания за рубежом минимальный — включая воскресенье, максимальный — один месяц. Бронирование и продажа билетов производится в один день (в течение 24 ч) и не позднее определенного срока. Изменение даты вылета и возврат денег в случае отказа от полета возможны только до начала путешествия и с удержанием суммы штрафа (в пределах данного тарифа);
2) АРЗМ — срок тарифа АПЕКС до трех месяцев. Срок пребывания за рубежом: минимальный — включая воскресенье, максимальный — три месяца. Бронирование и продажа билетов проводятся в течение 24 ч и не позднее определенного срока (в зависимости от направления — 7, 14,28 дней). Дата вылета туда и обратно фиксируется при продаже. Изменение даты вылета, маршрута, а также возврат денег в случае отказа от полета возможны только до начала путешествия с удержанием суммы штрафа (в пределах данного тарифа);
3) Super АПЕКС — наиболее дешевый тариф, но с самыми большими ограничениями для пассажира, которые на разных маршрутах устанавливаются индивидуально, единых правил нет.
Чартерные рейсы
Чартер—договор фрахтования, согласно которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.
Чартерные рейсы организуются конкретной фирмой или авиакомпанией для перевозки конкретной группы людей. У чартерных рейсов не очень хорошая репутация, считается, что обслуживание на них хуже и задерживаются они чаще. Такие случаи бывают, когда организацией чар-теров занимаются небольшие авиакомпании, не имеющие опыта в организации пассажирских перевозок. П;оэтому при предложении в авиакомпании билетов на чартерный рейс необходимо навести справки о репутации авиакомпании, а в случае задержки рейса или изменения маршрута следует предъявить претензии как к авиакомпании, так и к турфирме, продавшей тур и авиабилеты.
Чартерные перевозки выполняются нерегулярно и по маршрутам, совпадающим с существующими на внутренних и международных авиалиниях, и по любым другим.
Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже рейсовой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициента загрузки, количества рейсов и пр. В цену чартерной перевозки для пассажира включаются также два холостых перелета: первый, когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй, когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.
В мировой практике различают следующие разновидности чартеров:
закрытый чартер — перевозка оплачивается организацией, покупающей чартер для своих сотрудников обычно по маршруту, не входящему в регулярные воздушные линии. Пассажиры перевозку не оплачивают. Чартеры такого типа занимают незначительную долю в объеме чартерных перевозок;
эфинити-чартер — целевая перевозка группы пассажиров, объединенных по профессиональному признаку: члены любительских, спортивных и специальных клубов, союзов ветеранов, профессиональных ассоциаций. Заказчиком чартера является соответствующая организация;
инклюзив-турчартер — чартерная перевозка туристов. Стоимость чартера оплачивается туристской фирмой. Чартерный тариф перевозки входит в пакет стоимости тура. Этот тариф ниже, чем тариф инклюзив-турчартер при регулярных перевозках;
блок-чартер—заказчик покупает часть коммерческой емкости самолета (блок мест на регулярном рейсе составляет 30—40 мест). Заказчик платит за блок в целом вне зависимости от фактического использования, т.е. занятости кресел в данном блоке. Данные чартерные перевозки выгодны авиакомпаниям только в период спроса, так как блок мест продается по цене существенно меньшей, чем стоимость по полному тарифу;
нецелевой коммерческий чартер (нон-эфинити) — группа пассажиров в этом случае формируется без всяких ограничений по профессиональной общности. Турфирма (заказчик чартера) полностью оплачивает стоимость чартера из расчета минимального количества пассажиров, равного 40—50 человек;
сплит-чартер — смешанная перевозка, при которой на разных участках маршрута пассажиры перевозятся регулярными и чартерными рейсами. На данном виде чартера разрешается комбинировать различные группы пассажиров, следующие с разными целями и даже в различные конечные пункты маршрута.
Чартеры различаются также по условиям использования самолетов:
разовый чартер — «туда» или «туда и обратно», когда заказчик арендует чартер на определенные даты вылета, а в промежутке между чартерными рейсами авиакомпания использует этот самолет по своему усмотрению;
тайм-чартер — самолет фрахтуется на определенный временной интервал, в течение которого находится в полном распоряжении заказчика, вне зависимости от его использования. Тайм-чартер выгоден авиакомпании, так как она получает гарантированную плату за фрахт, и удобен заказчику, если он нуждается в массовых перевозках на определенный период;
чартерная цепь — вид чартера, при котором фрахтуемый самолет прибывает в пункт начала чартерных перевозок и оттуда совершает чартерные рейсы в один или несколько пунктов назначения по схеме «туда — обратно». После окончания чартерных перевозок самолет используется по усмотрению авиакомпании. Перегон самолета в пункт начала чартерных перевозок и из этого пункта заказчиком не оплачивается: эти полеты для авиакомпании являются холостыми прогонами или загружаются ею по своему усмотрению. При чартерных перевозках заключается контракт-договор (фрахтования воздушных судов), который и является правовым документом. В договоре указывается тип воздушного судна и конкретные условия перевозки: максимальная коммерческая загрузка чартера, число пассажиров, масса багажа, место отправления и назначения, время вылета рейса, назначение перевозки, права и обязанности перевозчика и заказчика.
Перевозчик обязан своевременно в соответствии с графиком, прилагаемым к договору, предоставить самолет определенной стоимости, обеспечивающий перевозку оговоренной чартерной загрузки.
Выполнение формальностей, связанных с производством полетов, берет на себя перевозчик. К ним относятся иммиграционные, таможенные, карантинные, пограничные вопросы, а также получение разрешения авиационных властей на выполнение чартерной перевозки.
В обязанности заказчика входит обеспечение своевременной доставки пассажиров и багажа в аэропорт отправления.
Договоры на чартерные рейсы заключаются на год, квартал, месяц, сезон исходя из интересов заказчика и возможностей авиакомпании. Определяется минимальная коммерческая загрузка, при которой заказной рейс будет выполняться. При низкой коммерческой загрузке авиатранспортные предприятия планируют чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а также предусматривают загрузку воздушного судна в оба направления.
Основанием для выполнения чартерных рейсов (плановых и по разовым заявкам) является заявка (гарантийное письмо) организации-заказчика, предоставляемая авиакомпании за 15 дней до выполнения рейса. В заявке указываются наименование заказчика, дата выполнения рейса, обязательства по выполнению правил перевозки пассажиров, багажа и другая необходимая информация.
Обе стороны: авиапредприятие и заказчик — имеют право расторгнуть договор. Авиакомпания может это сделать при отсутствии авиатоплива или сокращении его лимита, невыполнении заказчиком обязательств по минимальной коммерческой загрузке воздушного судна, отвлечении самолета на выполнение правительственных заданий. Фирма-заказчик имеет право отказаться от чартерного рейса в следующих случаях: задержка авиакомпанией выполнения рейса на время более 5 ч; замена типа воздушного судна, если вследствие замены не будет обеспечиваться объем и качество перевозок, предусмотренные по договору выполнения заказного рейса.
В договоре указывается полная стоимость чартера, как правило, стоимость нетто, т.е. цена для перевозчика. Комиссионные, аэропортовые и другие сборы уплачиваются заказчиком отдельно.
Наличие разнообразных классов обслуживания и гибкая тарифная система, рассчитанная на потребителей с разным уровнем дохода, комфортабельность путешествия, быстрота, высокий сервис приводят к тому, что авиационный транспорт сейчас является одним из самых популярных. Кроме того, при работе с авиакомпаниями турфирма имеет возможность выбора взаимовыгодного способа совместной деятельности (жесткий блок мест, мягкий блок мест, чартерные программы и т.д.), что также способствует их дополнительной мотивации для сотрудничества с авиакомпаниями. Почти все авиакомпании мира (различен только уровень доступа) представлены в глобальных компьютерных системах (Avadeus, Sabre, Worldspan и др.), что упрощает бронирование авиабилетов для турфирм и позволяет удовлетворить даже сложные запросы клиентов за считанные минуты.
пятница, 12 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий