Наряду с поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив-туры. Понятие «incentive» (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив-туров:
1. индивидуальные туры;
2. выездные семинары, конференции, дилерские школы.
Первый инсентив-тур был проведен в 1910 г. в США компанией «National Cash Register Company of Danton». Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX века благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов.
Инсентив-туризм преследует несколько целей:
1. презентация и продвижение нового продукта или услуги;
2. повышение производительности и качества;
3. создание дилерской и агентской сети;
4. формирование лояльной и сплоченной команды.
В зависимости от целей выделяют 3 вида инсентив-программ:
1. поощрительные программы;
2. мотивационные программы;
3. построение команды (team building).
Инсентив-программа — это лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время.
Отличительной особенностью инсентив-программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассные размещение и обслуживание на маршруте.
Доля инсентива в секторе делового туризма составляет только 8%, а в общем потоке посещающих, например, Испанию и Францию «премированные» туристы занимают не более 5—7%. Объем инсентива в доходе этих стран существенно выше. Это объясняется более высокой ценой поощрительных программ по сравнению с ценой обычных туров. Например, ежегодный оборот от инсентив-туризма в Швейцарии превышает 460 млн долларов США, хотя инсентивом в этой стране активно занимаются не более 20 туроператоров и около 230 агентств.
Общий годовой оборот европейского инсентив-туризма составляет 4,5 млрд долларов США. Начало использования поездок в виде поощрения за успехи в работе было положено в 60 гг. XX века в США. В отличие от других видов туризма, которые, не успев оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго «не покидал» Новый Свет. Лишь в 70—80-е гг. с расширением потока премированных туристов из Америки на старый континент он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели.
География инсентив-туризма с тех пор практически не изменилась. США по-прежнему являются основным «поставщиком» премированных туристов. На их долю приходится 60% поездок в Европу по линии инсентива. О популярности инсентив-туров в США говорит опережающий рост расходов американских компаний на поощрительный туризм по сравнению с затратами на материальное стимулирование труда работников. Увеличивается продолжительность инсентив-туров. Предпочтительными направлениями поощрительных туров из США считаются Мексика, Великобритания, страны Азии и Тихоокеанского бассейна.
Итак, в инсентив-туризме около 80% поездок приходится на Европу, 10 — на США, 6 — на страны Юго-Восточной Азии, 4% — на другие направления. Рейтинг инсентйв-направлений у европейских туристов возглавляют Франция, Испания, Швейцария, Австрия, Кипр, США, а также острова Карибского бассейна.
Вознаграждение поездкой получает все большее распространение в Европе. Практика показывает, что инсентив-туры являются лучшим стимулятором к труду по сравнению с любым потребительским товаром. В Великобритании на них приходится 2/5 общей суммы расходов фирм на вознаграждение своих сотрудников, во Франции и Германии — почти половина. Стоимость инсентив-туров варьируется от 500 до 1500 долларов США и даже выше на человека, а продолжительность — от трех до семи дней. Маршруты поощрительных поездок пролегают преимущественно по территории европейских стран: Франции, Испании, Швейцарии, Австрии, Кипра, а также США и островам Карибского бассейна.
По данным европейской ассоциации по инсентив-туризму SITE, среди основных стран-поставщиков поощряемых туристов по-прежнему лидируют США (около 60%), Великобритания (20%) и Германия (11%). В последние годы выросло число инсентив-посетителей из Японии. Что касается российских инсентив-групп, то их в Европе единицы.
Доминирующим сегментом на рынке инсентив-туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение их доли с начала 80-х гг. Число туристов в инсентив-группе может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив-группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также рядовых потребителей, например, постоянных покупателей. Состав инсентив-групп включает в себя руководящий персонал (31%), менеджеров по продажам (20%), потребителей (26%), агентов и дистрибьютеров (14%).
С расширением рынка инсентив-туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору с администрацией компании туристическая фирма планирует и организует инсентив-туры. Действенность этой системы поощрения не в последнюю очередь зависит от того, насколько удачно выбран маршрут путешествия.
Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам. Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением за потенциальными клиентами. Наиболее известными туристскими фирмами, организующими поощрительные поездки, в США являются «Е.Ф. МакДоналд Трэвел Компании», «Мариц Трэвел Компании» и «Топ Вэлью Йнтерпрайзис».
В простейшем случае инсентив-тур — это обычный тур с проживанием в четырех или пятизвездочном отеле и насыщенной экскурсионной программой. Такие стандартные программы, как ни странно, больше всего заказывают американские туристы. Существует и другая разновидность инсентива, когда программа поездки строится в соответствии с какой-то главной идеей. Инсентив-операторы предлагают на выбор, как правило, 20—30 программ по каждой стране. Это может быть турнир по гольфу для инсентив-группы в загородном клубе, прогулка на воздушном шаре, пикник на альпийской вершине, круиз с музыкально-танцевальными вечерами, питейный или гастрономический тур.
Рост числа инсентив-туров послужил толчком к расширению тематики конгрессно-выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму. Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т.д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма (СИТЕ), которое находится в Нью-Йорке. В нем состоят 650 членов. В настоящее время СИТЕ насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив-туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки.
Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее. В XXI веке он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.
пятница, 12 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий